Создатели беспилотных автомобилей рассказали об их главных проблемах фото

Alex
30-11-2018, 19:35

"Живой" водитель еще долго будет обязательным


Новость о начале тестирования машин-беспилотников, да еще и на маршрутах общественного транспорта, многих шокировала. Как это возможно при наших-то пробках, горе-водителях и отсутствии разметки в снежное время? Однако, как утверждают специалисты, возможно. И первые испытания машин-беспилотников пройдут будущей весной на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург рядом с Вышним Волочком и в Татарстане.

Создатели беспилотных автомобилей рассказали об их главных проблемах фото
Вероятно, так беспилотник будет «видеть» поток машин вокруг.

Самоуправляемые авто уже давно не являются фантастикой. Они уже ездят по закрытым территориям, например в Сколково или на ВДНХ. В октябре корреспондент «МК» общался с разработчиками первой беспилотной российской маршрутки. Они утверждали, что хоть сейчас готовы выпускать свое детище на дороги столицы, но еще не разработана законодательная база. И вот — 1 декабря 27 компаний-разработчиков смогут подать заявку на участие в пилотном проекте во ФГУП «НАМИ».

«НАМИ определен испытательной лабораторией, где будет проводиться оценка соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств», — разъяснили «МК» в Министерстве промышленности и торговли. После этого и получения других документов беспилотные авто могут появиться на улицах.

В июле правительство Москвы, ФГУП «НАМИ» и еще три компании подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития беспилотного транспорта в Москве.

Одна из компаний разрабатывает собственную технологию для беспилотников. Осенью прошлого года специалисты презентовали свою машину Владимиру Путину, а зимой появился видеоролик, где их беспилотный автомобиль ездит по Москве.

В пресс-службе второй компании нам рассказали, что разрабатывают свои «грузовые автомобили с системами помощи водителю и системами автономного движения».

— Начиная с 2019 года планируется старт пилотной эксплуатации автономных транспортных средств на дорогах общего пользования на закрытых территориях. Во время движения в кабинах автомобилей будут присутствовать профессиональные водители-испытатели, которые при возникновении экстренной и внештатной ситуации примут управление на себя, — разъяснили в компании.

фото: АГН «Москва» Наклейку на беспилотный автомобиль уже разработали.

Подробнее всех о своих беспилотниках «МК» рассказали на Горьковском автозаводе, где проходят полевые испытания нескольких образцов беспилотных транспортных средств на базе электробусов. Машина может сама передвигаться по маршруту, который задает оператор, и способна понять, если ли на маршруте препятствие (статическое или движущееся).

Если говорить упрощенно, в беспилотнике стоит высокоточная система навигации, которая помогает понять, где в каждый момент времени находится машина. А остальные устройства сканируют пространство вокруг автомобиля (дорогу, соседние машины), «видят» препятствия и принимают решение: ехать дальше, поворачивать, останавливаться или сбрасывать скорость. Причем система навигации будет отслеживать точное местоположение, даже если машина заедет под мост, то есть сигнал от спутника исчезнет на короткое время.

— Центральный компьютер проводит оценку возможности пересечения траекторий автомобиля и препятствия. В зависимости от выбранного сценария автомобиль производит либо корректировку маршрута для безопасного маневра, либо остановку, вплоть до экстренного торможения, — разъяснили в компании.

Однако одно дело — тест на полигоне, и другое дело — на наших дорогах. Даже наших водителей вводят в ступор разметка под слоем снега и грязи, любители острых ощущений, выезжающие на встречку, или просто пешеходы, перебегающие дорогу в неположенном месте. Так что беспилотники должны адаптироваться к российской действительности. Как беспилотные машины распознают границы проезжей части без разметки? В составе системы беспилотного вождения есть разные сенсоры (радары, видеокамера, тепловизоры и другие). Система навигации определяет, где машины находится в каждый момент времени, а специальный алгоритм обрабатывает эти данные и может точно определить, где заканчивается дорога.

На заводе тестируют две системы автономного вождения. В рамках первой на беспилотниках установлена дополнительная система лазерных датчиков — лидаров. Они помогают беспилотному автомобилю точнее понимать свое местоположение: для этого вычислитель сравнивает ранее сформированную математическую оценку и получаемую в онлайн-режиме «картинку».

Вторая технология, которую тестирует компания, — управление на базе стереокамер. Камеры строят так называемую «карту глубин» вокруг машины, то есть сканируют при помощи высокочувствительной оптики пространство вокруг авто.

— Участие «живого» водителя в управлении автомобилем еще долго будет обязательным, — пояснил «МК» сотрудник одного из израильских IT-центров, разрабатывающих ПО для беспилотных машин. — Конечно, рано или поздно прогресс дойдет до полностью автономных транспортных средств, но это будет явно не завтра.

По словам программиста, на нынешнем этапе разработки «электронного водителя» софт беспилотных автомобилей не безупречен. «Да и вообще, практически невозможно создать алгоритм, который совсем не совершает ошибок, — говорит разработчик. — Пусть в 99,9% программа принимает верное решение, но 0,1% ошибки при роковом стечении обстоятельств убьет человека. А это, разумеется, неприемлемо».

Пока что программы искусственного интеллекта для беспилотных авто иногда совершают «детские» ошибки, рассказал программист. Так, несколько месяцев назад израильский автобеспилотник «осрамился» в присутствии журналистов, проехав на красный свет из-за ошибки распознавания сигнала.

— Как решить такие проблемы? — говорит эксперт. — Скажем, если бы алгоритм управления машиной в подобных случаях не принимал решение наугад, а включал режим тревоги — плохо видно, на дороге что-то непонятное, — водитель мог бы успеть отложить в сторону телефон и спасти свою жизнь.

В российских беспилотных автомобилях в рамках тестирования также будет водитель. Однако автоюрист Сергей Радько считает, что тот момент, когда машина будет ездить по улицам сама, настанет очень нескоро. И причина тому — правила дорожного движения.

— Для работы беспилотных автомобилей в рамках закона надо менять ПДД, — рассказывает Радько. — Туда нужно будет внести понятие «беспилотный автомобиль». Но это невозможно, потому что возникает вопрос: «А кто отвечает за соблюдение ПДД? За пропуск пешеходов, скорость, светофоры?». Если отвечать будет разработчик, тогда он должен давать стопроцентную гарантию исправности автопилота. Ни одна компания этого не сделает. А если сделает, то такой автомобиль будет стоить заоблачных денег, и будет проще купить машину с персональным водителем и отдыхать на заднем сиденье.



Источник: mk.ru

Комментариев 0 Добавить комментарий